Новости
: :
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
дополнительного профессионального образования
Центр профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству
"Профессионал"
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Участник Единой системы подготовки кадров для рыночной экономики в городе Москва
Сведения
об образовательной организации
 
Написать

письмо
Схема проезда
             
 
 
 
Пресса о центре: ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРАКТИКУ

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРАКТИКУ

В 2012 г. Государственное автономное образовательное учреждение города Москвы учебный центр «Профессионал» отмечает 75-летний юбилей. Эта кузница кадров, входящая в структуру Департамента труда и занятости населения города Москвы, является одной из ведущих в стране – как в плане престижа, так и по уровню обучения. О развитии центра, его настоящем и будущем в интервью журналу рассказал директор учреждения И.В. Цирин.

– Игорь Викторович, 75 лет – целая эпоха. За эти десятилетия менялась и страна, и отношение власти к промышленности и рабочим профессиям – от всеобщего почитания до недавнего забвения. Как сейчас, в юбилейный для центра год, вы оцениваете подход государства к подготовке кадров и роль вашей организации?

– Да, наш центр был создан именно тогда, когда столице потребовались квалифицированные кадры, – поначалу это были пекари. И, действительно, с большим трудом московское и российское профессиональное образование пережило период 90-х годов. В то время из 48 заведений системы отраслевых учебных центров сохранились только десять. Но выжили те центры, которые не поддались желанию продавать корочки, а «руками, зубами, умом и сердцем» удержали ситуацию, продолжали обучать. Таким остался и «Профессионал», который вопреки всему развивал материально-техническую базу. В конце 90-х мы купили первый, еще советский погрузчик, который заложил основу собственного полигона. Так мы перешли к практическому обучению на своей площадке. Теперь у нас, к сведению, уже 11 современных погрузчиков. В начале нового века уже многие предприятия стали обращаться именно к нам. Работодатели почувствовали: выгодно платить деньги тем учебным заведениям, которые дают не только знания, но и умения, навыки.

Сегодня центр работает в три смены, по всем субботам и даже «залезает» на воскресные дни. Не останавливаемся мы и летом, хотя, согласно стереотипу, подобные заведения в июне-августе «отдыхают». Все это благодаря тому, что мы изначально были нацелены на практико-ориентированное обучение. Сейчас работаем над разработкой компетенций по рабочим профессиям, пересматриваем учебные планы, ищем новые образовательные технологии.

– Изменения на рынке труда вы отслеживаете на практике – исходя из набора и желания людей поменять профессиональный уклон. Каковы, выражаясь модным языком, тренды сегодняшнего дня, какие специальности у вас сегодня «в ходу»?

– Отрасли, которые сейчас развиваются и требуют насыщения рабочими кадрами. Возьмем нефтехимию. В условиях Москвы это не добыча, не переработка, а реализация нефтепродуктов. В советские времена в столице было непросто отыскать автозаправку, а сегодня их более тысячи. Поэтому рынком труда города востребованы сотни операторов АЗС. Далее, строительство. Мегаполис растет и вширь, и ввысь, и в глубину. Отсюда и спрос на качественную подготовку специалистов. Важный момент – вышел федеральный закон, согласно которому строительные компании подчиняются не отраслевым стандартам, а стандартам саморегулируемых организаций. А это требует того, чтобы весь персонал строительного сектора обладал высокой квалификацией. Очень востребованы специалисты, работающие на высоте, со сваркой, с сантехническими, электрическими, слаботочными системами.

К развитию сантехнического направления я раньше относился с некоторой опаской, ведь сам образ сантехника до конца 90-х годов ассоциировался с низкоквалифицированным трудом. Сейчас уровень устанавливаемого в домах сантехнического оборудования принципиально другой. Раньше мы и не думали о полах с подогревом, о гидромассажных элементах, мини-саунах или мини-бассейнах. Теперь это не экзотика. А вместе с объектами изменились и технологии, и квалификация, и престиж профессии.

– Насколько удается вам идти в ногу со временем в плане технического оснащения? Используете ли современные тренажеры, компьютерные программные комплексы, которые можно назвать передовыми в плане мировых стандартов?

– За современными технологиями мы не просто пристально следим – мы впитываем их как губка. В обязательном порядке, вплоть до угрозы выговора, сотрудники методического кабинета отслеживают все выставки в городе, которые касаются наших направлений обучения. За пропущенную выставку методкабинет как минимум лишается премии.

Практически в обязательном порядке на такие мероприятия направляются руководители отделов центра и профильные преподаватели. Если они не будут ездить и знакомиться с техническими новинками – это нанесет ущерб их работе. Еще три-четыре года назад такие поездки вызывали негативную реакцию у методистов, а теперь они все чаще говорят: «Как хорошо, что мы туда съездили! Возьмем на вооружение...». И этот подход вошел в практику.

Более того, на экскурсии по профильным выставкам направляются и учащиеся. Таким образом, мы используем резерв времени, который предусмотрен в любом учебном плане.

Что касается оснащения, то я являюсь сторонником классической практики. Очень уважаю различные компьютерные тренажеры и эмуляторы по видам деятельности. Но все-таки основные средства стараюсь направлять на приобретение образцов техники для оснащения практических участков. Я сам занимался компьютерной имитацией и мультимедийными средствами, и при этом не изменил убеждению: ни один тренажер не может заменить реальных человеческих ощущений. К примеру, у нас есть классный тренажер по сварке. Однако тяжесть реального электрода, яркость разогретого металла и его запах он передать не может. Есть прекрасные тренажеры и по самоходной технике. Но если у меня есть возможность посадить желающего трудоустроиться безработного на настоящий погрузчик – я сделаю это обязательно. Поэтому мы стараемся приобретать «натурные» механизмы – для выработки навыков в реальных условиях.

Сейчас мы видим, что рычажное управление механизмами уходит в прошлое. Поэтому, выбирая для покупки новый погрузчик, мы целенаправленно рассматриваем машины зарубежных производителей с электронно-джойстиковым управлением.

– Насколько удается расширять центру список профессий? Или, может быть, вы и не ставите такой задачи, а концентрируетесь на качестве обучения и современных методах, как сейчас говорят – инновациях?

– Сегодня наше правительство изменило точку зрения по отношению к профессиям. Сейчас разрабатываются профессиональные стандарты, а от совершенствования устаревшего справочника профессий решено отказаться. Я не случайно употребил в ответе на один из предыдущих вопросов слово «компетенции». Возьму простейший пример – упомянутую автозаправочную станцию. Раньше перед оператором стояла одна задача – заправить машину. Современная АЗС представляет собой целый комплекс, в котором есть автомойка, магазин, кафе и т.д. Таким образом, работник автозаправки должен одновременно быть и оператором станции, и мойщиком, и продавцом товаров разного назначения, и, может быть, даже работником бистро. Я уж не говорю о производственной сфере, где сопутствующих типов работ гораздо больше.

Поэтому в настоящее время мы начинаем развивать свои учебные планы, чтобы в рамках подготовки по одному виду деятельности человек получал множество компетенций.

У нас сильно возросли фактические отчетные показатели по числу обучающихся. Лет 15 тому назад я говорил о трех тысячах человек за год. А сегодня можно сказать: «Через наш центр проходят более 70 тысяч». Конечно, такого скачка в принципе быть не может, даже при увеличении количества смен и круглогодичной работе центра. А дело здесь в том, что сегодня один и тот же человек вынужден получать аттестацию по пяти – десяти разным протоколам. К примеру, сварщик проходит по компетенциям пожарно-техничекого минимума, электробезопасности и т.д. По всем предметам он сдает экзамены и, в итоге, по отчетным протоколам, «превращается» в нескольких специалистов.

Сегодня мы активно сотрудничаем с большими заводами, такими как, например, ОАО «Газпромнефть – Московский нефтеперерабатывающий завод». Чтобы работник трудился в цеху переработки нефти, он должен быть и оператором технологических трубопроводов, и спецом по компрессорам, и еще много кем – всего набирается порядка десяти профессий. В итоге получается, что само слово «профессия» заменяется понятием «вид деятельности».

В сегодняшних экономических условиях работодателю невыгодно держать трех человек, если он имеет возможность принять одного разносторонне подготовленного специалиста. В то же время, ненужные компетенции уходят. Современному водителю погрузчика не нужно затягивать гайки и заниматься ревизией двигателя – этим занимается сервисная служба.

Требования к профессиям и знаниям, изложенные в ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник), не менялись десятилетиями. Веление времени – переход к профессиональным стандартам, которых в ближайшие годы должно появиться как минимум 800. Мы идем по этому пути и доказываем правоту такого подхода. На сегодняшний день центр обучает по 240 направлениям подготовки и переподготовки, порядка 70 из них касаются рабочих профессий. Остальные относятся к подготовке руководящих работников и специалистов, связанной со всеми сферами охраны труда и безопасности.

– Расскажите о составляющей вашей деятельности, связанной с подготовкой специалистов по заявкам службы занятости. По каким программам работаете, сколько человек в год могут бесплатно получить новую профессию?

– В рамках службы занятости ведется мониторинг рынка туда. После анализа банка востребованных профессий выявляются те, которые имеют устойчивый спрос. Специалисты центров занятости каждого из округов города Москвы выясняют возможности трудоустройства на конкретных предприятиях. В результате составляется и утверждается перечень профессий или направлений видов деятельности, по которым будет вестись обучение. Конечно, в течение года возможны коррективы – в связи с принятием новых городских целевых программ. К примеру, начиная с прошлого года уделяется особое внимание совершенствованию придворовых территорий, масштабной работе по созданию парковочных мест. В будущем придется реагировать на новые проекты по озеленению, освещению улиц. А соответственно, будет меняться и перечень профессий. Еще пример: сейчас повсеместно вводятся информационные порталы по обратной связи с жителями. Тут же возникает потребность в подготовке работников, владеющих рядом компьютерных программ.

НАША СПРАВКА

В ГАОУ УЦ «Профессионал» трудятся 73 человека, укомплектованность кадрами составляет 100 %. При этом 61 работник принадлежит к оптимальной для передачи профессионального опыта возрастной категории – от 30 до 60 лет. Число высококвалифицированных специалистов центра составляет 70 % от общего числа. Средняя заработная плата работников (без учета административно-управленческого персонала) превышает 50 тыс. рублей. Это значительно превышает уровень средней заработной платы в городе Москве (в апреле 2012 г. – 42700 руб.).

 

С нынешнего года у нас четко сформулировано государственное задание – обучение по заявкам центров занятости пройдут 990 человек. Общее количество обучаемых в центре безработных снизилось по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза. Такое изменение связано с тем, что и для этой категории населения мы впервые предложили обучение по компетентностным учебным планам. Каждый безработный в рамках одного курса обучения получает сразу несколько профессий. Ведь основная цель переподготовки – это трудоустройство. И с нынешнего года мы используем принцип: готовить безработных надо так, чтобы они были вне конкуренции на рынке труда. Этого можно добиться, когда своему потенциальному работодателю человек предложит себя в качестве многопрофильного специалиста. И если ты выходишь из центра «Профессионал» с документами водителя погрузчика, то умеешь управлять разными машинами – и аккумуляторными, и дизельными, и погрузчиками большой мощности. На месте любого работодателя я бы отдал приоритет именно такому работнику.

Наш центр еще несколько лет назад не случайно назвали «Скорой помощью для безработных». И такой оценкой мы очень гордимся. Что до ближайших планов, то на 2013 г. мы планируем рост – по новым программам подготовку пройдут уже около 1500 безработных граждан.

– Сегодня очень важна информационная составляющая учебного заведения, его добротная реклама с целью привлечения потенциальных учеников. Какие методы вы считаете наиболее эффективными для полезной «раскрутки» – ваш сайт, ярмарки вакансий и дни карьеры, форумы или конференции?..

– Однозначно считаю, что все эти способы хороши. Но мы пользуемся еще одним, лучше всего известным ветеранам рекламной деятельности. Когда в Москве еще не было Интернета и таких масштабных выставочных кампаний, информация активно распространялась при помощи прямой рассылки. Так вот, мы продолжаем поддерживать созданную за годы и доведенную до совершенства систему прямой доставки писем. В структуре центра есть отдел комплектования учебных групп. Там трудятся специалисты, ориентированные на конкретные предприятия. И раз в два месяца мы высылаем письма и графики конкретным руководителям кадровой службы предприятий. После этого дублируем действие звонком, уточняя – был ли получен этот документ.

Да, в ряде случаев почтовая рассылка заменилась электронной. Но именно благодаря классической доставке информации мы добились того, что конкретный кадровик, HR-менеджер или инженер по охране труда ожидает нашего письма. А порой и сам звонит нам, напоминая о графиках. Таким образом, за многие годы установлены прямые контакты кураторов из учебного центра с предприятиями города. Более того, у нас созданы несколько учебных пунктов на больших предприятиях, которые иногда даже делегируют нам обязанности по отслеживанию периодичности аттестации своих работников. Так мы становимся постоянным партнером работодателя в деле кадровой подготовки и повышения квалификации.

Хотя и наш сайт, который все время развивается, очень посещаем. Для поднятия его рейтинга работает специальное подразделение, которое контролирует поисковые системы. Работники отдела информационного обеспечения постоянно готовят для сайта новости, статьи, консультационные материалы.

– Востребованы ли услуги центра у граждан из других регионов и есть ли примеры организованного межрегионального взаимодействия в плане подготовки и переаттестации специалистов?

– У нас налажены очень тесные контакты с предприятиями и практически со всеми центрами занятости Московской области, где практикуется еще более «предприятие-ориентированное» обучение. Там заключаются четырехсторонние договоры на предмет трудоустройства безработных у конкретного работодателя.

В целом и в России, и даже за рубежом востребованность наших курсов очень велика. Лидером регионального обучения является «высота», ведь «Профессионал» – единственный в России центр, аккредитованный пятью крупнейшими производителями средств защиты от падения с высоты – Petzl, Honeywell Safety Products, Capital Safety Group, Safe-Tec, Венто.

На нашей карте России много флажков двух цветов – красных и желтых. Одни из них означают наши поездки в регионы, вторые – приезды к нам. К примеру, очень успешно работает наш учебный пункт на Сахалине. А в прошлом году в результате поездок создано некоммерческое партнерство – Межрегиональная ассоциация учебных центров по повышению качества обучения «Безопасность труда». Она объединяет центры Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Иркутска и Ревды. Разработана единая программа, предусматривающая обучение в разных городах, но с привлечением экзаменационной комиссии из других центров. Тем самым обеспечивается независимая сертификация полученных компетенций.

Центр подписал соглашение с Международной профессиональной академией «Туран-Профи» (Казахстан), готовим новые договора с украинскими и белорусскими партнерами. Так что международные связи тоже входят в зону наших интересов.

– Как организован учебный процесс в плане времени – каково минимальное и максимальное количество часов по программам обучения? И какая часть в них отведена практическим занятиям?

– Начну с того, что нами уже достигнут оптимальный, классический уровень – как минимум 70 % времени уделяется практическому обучению. Это работа на имеющихся у нас тренажерах и полигонах. По некоторым направлениям практика занимает еще более весомую часть. Да, это трудоемко и затратно, но зато очень эффективно. Многие обучаемые даже теоретическую часть желают познавать около установки или объекта.

Программа подготовки и переподготовки по рабочим специальностям занимает от 72 до 500 часов. Длительность большинства курсов составляет от 150 до 240 часов. Это исходит из моделей учебных планов, которые определены Министерством образования РФ, условиями лицензирования и т.д. Мы в этом смысле очень законопослушная организация. А вот в содержание учебных планов мы вносим коррективы. К примеру, можно сократить экономический блок, чтобы большее внимание уделить тем же практическим занятиям.

Для того чтобы помочь безработному человеку найти хорошую работу, надо, чтобы у него выработались конкретные навыки и умения, а не просто появились знания о профессии. Работодателю нужны не всезнайки, а «всеумейки». А когда к нам приходят те, кто направлен предприятием, мы обязаны соответствовать его уровню – иначе в следующий раз к нам за помощью попросту не обратятся.

– Отмечая солидную дату, уместно вспомнить руководителей и преподавателей учебного центра, которые много лет трудились на ниве профессионального обучения граждан. Кому Вы можете высказать особые слова благодарности за нелегкий труд наставника?

– Мы никого не забываем. Во всех исторических справках мы попытались восстановить всю хронологию, отметить руководителей и педагогов. Но, конечно, максимальный вклад в развитие центра внес почетный работник Минтруда, заслуженный учитель Российской Федерации Сергей Иванович Дворников, без которого организации бы попросту не было. Я не просто получил от него «знамя» центра. Так сложилось, что я стал председателем Совета директоров района Выхино-Жулебино, и эту должность ранее также занимал Сергей Иванович. Очень приятно, что теперь по решению Совета он стал почетным членом организации и продолжил принимать участие в заседаниях. Мы всегда рады видеть его у нас, а неформальные «делегации» сотрудников ездят к Сергею Ивановичу домой просто как к лучшему другу.

К юбилею мы подобрали материалы для музея учебного центра «Профессионал», пусть пока и в формате временной экспозиции. Мое глубокое человеческое убеждение – ни страна, ни организация, ни отдельный человек не имеют перспектив развития, если они не помнят и не чтят своей истории.

Беседовал Вячеслав КОТОВРАСОВ
 
 
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
 
 
 
Медико-психологическое отделение
 
 
Ассесмент-центр по правовым отношениям
 
 
Департамент труда и социальной защиты населения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
26.02.18 - 14.05:
Промышленная безопасность подъемных сооружений (Б.9), в т.ч.: основы промышленной безопасности ЦАК/ТАК
26.02.18 - 14.05:
Промышленная безопасность подъемных сооружений (Б.9), в т.ч.: монтаж, наладка, ремонт, реконструкция или модернизация ПС
26.02.18 - 14.05:
Промышленная безопасность подъемных сооружений (Б.9), в т.ч.: ПС для подъема и перемещения людей
26.02.18 - 14.05:
Промышленная безопасность подъемных сооружений (Б.9), в т.ч.: ПС для подъема и перемещения грузов
26.02.18 - 9.00:
Инструктор массового обучения навыкам оказания первой помощи пострадавшим после несчастного случая или террористического акта
26.02.18 - 9.00:
Безопасные методы и приемы работ на высоте (Правила охраны труда при работе на высоте (155н) стажировка
26.02.18 - 9.00:
Безопасные методы и приемы работ на высоте (Правила охраны труда при работе на высоте (155н) III группа
26.02.18 - 14.05:
Переаттестация машинистов фреоновых и аммиачных холодильных установок с аттестацией по сосудам и аммиаку
26.02.18 - 14.05:
Переаттестация машинистов компрессорных установок
26.02.18 - 9.00:
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. практическое обучение
26.02.18 - 9.00:
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. теория с аттестацией на II группу по электробезопасности
27.02.18 - 14.05:
Переаттестация электрогазосварщиков с выполнением пробной работы (экзамен) Пожарно-технический минимум для электрогазосварщиков
27.02.18 - 14.05:
Переаттестация водителей погрузчика (аккумуляторного) до 4 кВт с подтверждением II группы по электробезопасности
27.02.18 - 14.05:
Переаттестация стропальщиков (экзамен) с подтверждением II группы по электробезопасности
28.02.18 - 9.00:
Инструктаж по электробезопасности I группа
28.02.18 - 9.00:
"Электробезопасность с ""нуля"" до IV гр. (до 1000 В)"
28.02.18 - 9.00:
"Электробезопасность с ""нуля"" до III гр. (до 1000 В)"
28.02.18 - 9.00:
Электробезопасность IV гр. (до 1000 В)
28.02.18 - 9.00:
Электробезопасность III гр. (до 1000 В)
28.02.18 - 9.00:
Электробезопасность II гр. (до 1000 В)
28.02.18 - 14.05:
Переаттестация машинистов подъемника (вышки)
28.02.18 - 14.05:
Переаттестация рабочих люлек подъемников (вышек)