Новости
: :
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
дополнительного профессионального образования
Центр профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству
"Профессионал"
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Участник Единой системы подготовки кадров для рыночной экономики в городе Москва
Сведения
об образовательной организации
 
Написать

письмо
Схема проезда
             
 
 
 
Пресса о центре: САМОХОДНЫЕ МАШИНЫ. ВОДИТЕЛЬ ИЛИ МАШИНИСТ?
 

САМОХОДНЫЕ МАШИНЫ. ВОДИТЕЛЬ ИЛИ МАШИНИСТ?

 

(Рубрика «В отраслевых союзах»)

 

Вопросы разработки профессионального стандарта «Машинисты-водители самоходных машин»

 

В январе 2014 года в рамках реализации Президентской программы по разработке и внедрению профессиональных стандартов в Учебном Центре «Профессионал» прошел круглый стол, посвященный обсуждению вопросов, связанных с разработкой проекта профессионального стандарта «Машинисты-водители самоходных машин».

Документы для обсуждения проекта были представлены группой разработчиков от ГАОУ УЦ «Профессионал», в состав которой вошли: Цирин Игорь Викторович – директор УЦ «Профессионал», заместитель директора Украинский Денис Юрьевич, начальники отделов Козлов Вячеслав Алексеевич, Папырина Людмила Павловна, Чижов Виктор Яковлевич, специалист Антонова Антонина Васильевна, специалисты по УМР Алексеев Михаил Борисович и Новикова Оксана Александровна.

Для участия в обсуждении материалов проекта были приглашены:

• заместитель начальника Гостехнадзора города Москвы Ситчихин Николай Николаевич;

• советник Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Уборская Ирина Юрьевна;

• начальник Управления ОТ и БД ГБУ «Автомобильные дороги» Запорин Владимир Александрович;

• старший научный сотрудник НИЦ Гостехнадзора Минсельхоз России Тяпков Георгий Николаевич;

• начальник отдела подбора и подготовки персонала ООО «ТрансКапСтрой» Свирский Андрей Александрович;

• главный специалист отдела главного механика ГКУ ПСЦ МЧС России Хенкин Алексей Михайлович;

• главный инженер ЗАО «УМиАТ ТЕРМОСЕРВИС» Боков Александр Михайлович.

По словам директора УЦ «Профессионал» И.В. Цирина, данный стандарт направлен, в первую очередь, на повышение качества подготовки кадров среди машинистов-водителей самоходных машин, т.к. в настоящее время существует качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы в этой области, а уровень компетенции работников не удовлетворяет требования работодателей.

Во вторую очередь, данный стандарт позволит решить проблему отсутствия механизмов правового регулирования взаимодействия между системой профессионального образования и рынком труда, создаст условия для роста производительности труда за счет повышения качества подготовки кадров, повысит уровень активности профессиональных сообществ и объединений работодателей в поддержании современных систем квалификации работников.

В настоящее время отсутствует единое определение профессионального стандарта, как в отечественной, так и в зарубежной практике. Предлагаемое для использования в Российской Федерации определение сформулировано следующим образом: «Профессиональный стандарт – это нормативный документ, устанавливающий требования к работнику, необходимые ему для выполнения определенной трудовой функции».

В Трудовом Кодексе РФ появилась новая статья 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта». В соответствии с этой статьей «квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника», а «профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

Таким образом, разработка и внедрение профессионального стандарта «Машинисты-водители самоходных машин» позволят дать четкое описание квалификаций работников, чья трудовая деятельность связана с работой на самоходных машинах.

В соответствии с «Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверения тракториста-машиниста», под самоходными машинами понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания свыше 50 см3 или электродвигатель с максимальной мощностью свыше 4 кВт.

Исключение – автомототранспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, боевая самоходная техника ВС РФ и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства.

В своем выступлении И.П. Алекса, главный механик УЦ «Профессионал», отметил, что в настоящее время за каждым наименованием самоходной техники стоит большое количество марок и модификаций этой техники.

Необходима жесткая классификация самоходной техники. Но возникает вопрос, как объединять – по группам техники или по видам трудовых операций? На сегодняшний день по умолчанию делят на группы по операциям трудовой деятельности, которые техника выполняет (по трудовым операциям): тракторы, коммунальная техника, дорожно-строительная техника, прочая техника (лесная, сельскохозяйственная). Однако такое деление вызывает опасения, т.к. в разделе «Прочая техника» очень много техники, которая не относится к перечисленным основным группам. К примеру, это аэродромная техника, перронные автобусы, транспортеры ленточные, аттракционы, самосвалы карьерные и т.д.

Таким образом, получается, что техники много, а профессий мало, т.к. на данный момент удостоверение тракториста-машиниста дает право только на управление самоходным транспортным средством, но не дает права эксплуатировать эту технику, т.е. выполнять на ней какие-либо производственные работы, потому что для этого уже требуется диплом о прохождении обучения.

Отсутствие единого нормативного документа, который бы регламентировал жесткую многоуровневую классификацию самоходной техники и стандарты профессионального обучения, на сегодняшний день создает для работодателей определенные трудности. Многие предприятия и компании, эксплуатирующие самоходную технику, сталкиваются с ситуацией, когда управлением трактора занят один работник, а работой с навесным оборудованием на этом тракторе занимается другой работник. Однако видов навесного оборудования очень много и проводить отдельное обучение для работы с каждым видом оборудования экономически нецелесообразно.

Поэтому в задачи разработчиков профессионального стандарта «Машинисты-водители самоходных машин» входит:

1. Анализ более двадцати рабочих профессий машинистов и водителей самоходных машин Общероссийского классификатора 016-94.

2. Оценка возможности «укрупнения» профессии «Машинисты-водители самоходных машин».

3. Сохранение тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

4. Формулировка четких квалификационных и разрядных характеристик, соответствующих новым требованиям работодателей.

Внедрение профессионального стандарта – это важный шаг на пути формирования современной кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, разработке новых должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

 

Ольга СЕМЕНОВА, спецкор

 

 
 
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Департамент труда и социальной защиты населения
 
 
Центр занятости населения города Москвы
 
 
Центр занятости молодежи
 
 
Женский деловой Центр
 
 
 
 
23.07.18 - 9.00:
Промышленная безопасность подъемных сооружений (Б.9), в т.ч.: основы промышленной безопасности ЦАК/ТАК
23.07.18 - 9.00:
Промышленная безопасность подъемных сооружений (Б.9), в т.ч.: монтаж, наладка, ремонт, реконструкция или модернизация ПС
23.07.18 - 9.00:
Промышленная безопасность подъемных сооружений (Б.9), в т.ч.: ПС для подъема и перемещения людей
23.07.18 - 9.00:
Промышленная безопасность подъемных сооружений (Б.9), в т.ч.: ПС для подъема и перемещения грузов
25.07.18 - 9.00:
Инструктаж по электробезопасности I группа
25.07.18 - 9.00:
"Электробезопасность с ""нуля"" до V группы (до и выше 1000 В)"
25.07.18 - 9.00:
"Электробезопасность с ""нуля"" до IV гр. (до 1000 В)"
25.07.18 - 9.00:
"Электробезопасность с ""нуля"" до III гр. (до 1000 В)"
25.07.18 - 9.00:
Электробезопасность IV гр. (до 1000 В)
25.07.18 - 9.00:
Электробезопасность III гр. (до 1000 В)
25.07.18 - 9.00:
Электробезопасность II гр. (до 1000 В)
26.07.18 - 14.05:
Профессиональные стандарты и их применение. Внедрение профессиональных стандартов в организации
02.08.18 - 9.00:
Основы промышленной безопасности ЦАК/ТАК (А.1)
13.08.18 - 9.00:
Инструктор массового обучения навыкам оказания первой помощи пострадавшим после несчастного случая или террористического акта
13.08.18 - 9.00:
Пожарно-технический минимум для руководителей и специалистов
15.08.18 - 9.00:
Эксплуатация тепловых энергоустановок и тепловых сетей (Г.2.1 и проверка знаний) с аттестацией по Правилам охраны труда при эксплуатации тепловых энергоустановок
16.08.18 - 9.00:
Промышленная безопасность оборудования, работающего под избыточным давлением (Б.8), в т.ч.: проектирование, строительство, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт оборудования, работающего под давлением
16.08.18 - 9.00:
Промышленная безопасность оборудования, работающего под избыточным давлением (Б.8), в т.ч.: наполнение, техническое освидетельствование и ремонт баллонов
16.08.18 - 9.00:
Промышленная безопасность оборудования, работающего под избыточным давлением (Б.8), в т.ч.: эксплуатация медицинских и водолазных барокамер
16.08.18 - 9.00:
Промышленная безопасность оборудования, работающего под избыточным давлением (Б.8), в т.ч.: эксплуатация сосудов, работающих под давлением
16.08.18 - 9.00:
Промышленная безопасность оборудования, работающего под избыточным давлением (Б.8), в т.ч.: эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды
16.08.18 - 9.00:
Промышленная безопасность оборудования, работающего под избыточным давлением (Б.8), в т.ч.: эксплуатация котлов