Новости
: :
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
дополнительного профессионального образования
Центр профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству
"Профессионал"
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Участник Единой системы подготовки кадров для рыночной экономики в городе Москва
Сведения
об образовательной организации
 
Написать

письмо
Схема проезда
             
 
 
 
Пресса о центре: СТЕНОГРАММА КРУГЛОГО СТОЛА ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ОБСУЖДЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ К ПРОЕКТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «МАШИНИСТ-ВОДИТЕЛЬ САМОХОДНЫХ МАШИН»
 

СТЕНОГРАММА КРУГЛОГО СТОЛА ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ОБСУЖДЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ К ПРОЕКТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «МАШИНИСТ-ВОДИТЕЛЬ САМОХОДНЫХ МАШИН»

Организатор: Государственное автономное образовательное учреждение учебный центр «Профессионал».

(Рубрика «Круглый стол»)

Украинский Денис Юрьевич, заместитель директора ГАОУ УЦ «Профессионал»

Во вступительном слове Денис Юрьевич поприветствовал участников круглого стола от своего имени и от имени директора учебного центра Игоря Викторовича Цирина. Сообщил, что это уже второй круглый стол, посвященный данной проблематике. Объяснил, почему ГАОУ УЦ «Профессионал» занимается разработкой профессиональных стандартов. Охарактеризовал ситуацию с созданием профессиональных стандартов по России в целом: «В 2013 году в Минтруд было представлено более трехсот стандартов, из них 252 рекомендованы к утверждению, утверждено около 20 профессиональных стандартов, 14 – зарегистрированы в Минюсте».

Денис Юрьевич отметил, какая работа была проведена сотрудниками УЦ «Профессионал» по учету замечаний и предложений, полученных от участников круглого стола 15 января 2014 года. Поблагодарил ГБУ «Автомобильные дороги» и Гостехнадзор города Москвы за согласие принять участие в разработке и дальнейшем общественном обсуждении проекта профессионального стандарта «Машинист-водитель самоходных машин».

Далее была озвучена программа круглого стола, представлены выступающие и кратко охарактеризованы печатные материалы, переданные участникам.

Алекса Игорь Петрович, главный механик ГАОУ УЦ «Профессионал»

Игорь Петрович поприветствовал участников мероприятия, особо отметив представителей других регионов. Сообщил, что в работе Круглого стола дистанционно (в формате видеоконференций) принимают участие представители органов Гостехнадзора и образовательных учреждений из различных субъектов РФ.

Докладчик охарактеризовал ту работу по разработке профессионального стандарта, которая велась специалистами УЦ «Профессионал» по результатам обсуждения в рамках круглого стола 15.01.2014 г. замечаний и предложений, поступивших от производителей техники и представителей регионов России. Отметил, что все внесенные изменения отражались на сайте ГАОУ УЦ «Профессионал» (в соответствующем разделе размещались подготовленные материалы).

И.П. Алекса дал определение самоходных машин (на основании постановления Правительства РФ от 12.07.1999 № 796, Межотраслевых правил по охране труда), прокомментировал классификацию техники, представленную в раздаточном материале, но отметил, что данная классификация не является окончательной. Например, один и тот же вид техники может использоваться для разных целей, в разных отраслях. Также Игорь Петрович обратил внимание участников круглого стола на отсутствие в нормативных документах определения понятия «внедорожная техника».

Следует отметить, что к управлению самоходной техникой допускаются граждане, имеющие удостоверение тракториста-машиниста, которое выдается органами Гостехнадзора. Это удостоверение имеет соответствующие категории допуска (А1, А2, А3, А4 и т.д.).

Было отмечено, что человек, который управляет самоходной техникой, также должен иметь право на ней работать. «Например, мы готовим машиниста экскаватора, чтобы он мог управлять этой техникой, знать ее устройство, характеристики, правила эксплуатации, обслуживания, ремонта. И он еще должен иметь второй документ, который позволяет ему использовать технику по прямому назначению для выполнения тех или иных работ (землеройных и др.). Важно учесть это обстоятельство, когда мы будем рассматривать представленные трудовые функции.

Мы ждем от Вас предложений и замечаний, чтобы наш труд был коллегиальным, и чтобы сейчас нам было проще работать над стандартом, а в дальнейшем и вам, и нам было проще его использовать» – сказал Игорь Петрович.

 

Антонова Антонина Васильевна, документовед отдела «Научно-исследовательские работы и оценка профкомпетентности» ГАОУ УЦ «Профессионал»

Антонина Васильевна в начале своего выступления обратила внимание присутствующих на то, что профессиональные стандарты разрабатываются в качестве замены ЕТКС (в которых зафиксировано порядка 5000 профессий). Предполагалось, что в результате внедрения профстандартов количество профессий уменьшится. Рассматривая те стандарты, которые уже разработаны, можно сделать вывод, что этого не происходит. В частности, на едином портале regulation.gov.ru размещено 4 проекта стандарта, связанных с управлением автомобильным транспортом (в том числе водитель легковых автомобилей, водитель грузовых автомобилей, водитель автобуса). С проектами этих стандартов можно ознакомиться на указанном портале.

А.В. Антонова сообщила участникам круглого стола, что изначально участниками рабочей группы была разработана функциональная карта для профессии «машинист-водитель самоходных машин». С этим вариантом функциональной карты можно ознакомиться на сайте ГАОУ УЦ «Профессионал». Обобщенные трудовые функции в данной функциональной карте увязаны с категориями водительских прав.

В результате анализа сформированной карты был сделан вывод, что профессиональный стандарт получится очень громоздким. Это значит, что его будет сложно читать, и с ним будет сложно работать, пользоваться им. Поэтому участниками круглого стола 15.01.2014 было предложено разделить данный профстандарт на несколько по отраслевому принципу. Также было высказано замечание, что приоритет отдан управлению, а не эксплуатации. Было предложено на первое место поставить виды работ, которые выполняются конкретной машиной. Перечисленные замечания были учтены и нашли свое отражение в функциональных картах, выносимых сегодня на обсуждение. В этом варианте трудовые функции увязаны с квалификационными характеристиками.

Сложность в объединении профессий заключается в нестыковке между категориями и квалификационными характеристиками. Профессиональный стандарт должен обеспечить их гармонизацию. Кроме этого, необходимо адаптировать используемые в настоящий момент разряды и категории к уровням квалификации. В российской системе квалификации 9 уровней (в международной системе – 8). На рабочие профессии в национальной системе квалификации отводится 4 первых уровня.

Антонина Васильевна отметила особую роль функциональной карты в процессе создания профессионального стандарта. Те формулировки, которые заложены в функциональной карте, будут определять содержание трудовых действий, умений и навыков, зафиксированных в профессиональном стандарте. От этих формулировок будет зависеть качество стандарта и успешность прохождения его профессионального и общественного обсуждения, экспертизы.

Были обозначены основные проблемы, требующие разработки стандартов: качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы; отсутствие механизмов правового регулирования взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда; необходимость создания условий для роста производительности труда за счет повышения качества подготовки кадров и др.

Докладчик подчеркнула, что профессиональный стандарт должен представлять собой продукт коллективного труда. В соответствии с методическими рекомендациями в разработке профессионального стандарта должны участвовать 3 стороны: работодатели, органы исполнительной власти и профессиональные союзы федерального и регионального уровней. Представила нормативную базу разработки профессионального стандарта: Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р, утвердившее План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы, Приказ Минтруда и социальной защиты РФ № 565 от 30 ноября 2012 г. «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах», Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

В выступлении рассмотрены различные определения профстандарта. Особое внимание уделено определению, зафиксированному в ТК РФ.

Процесс разработки и оформления профессиональных стандартов регламентируется следующими методическими документами:

● уровни квалификации;

● методические рекомендации по разработке ПС;

● макет профессионального стандарта.

А.В. Антонова предложила присутствующим ознакомиться с этапами разработки профессионального стандарта, описание которых включено в раздаточный материал.

Далее она подробно охарактеризовала новые термины, появившиеся в связи с разработкой профессиональных стандартов: «вид профессиональной деятельности», «обобщенная трудовая функция», «трудовая функция», «трудовое действие».

Антонина Васильевна охарактеризовала структуру профессионального стандарта, показала разделение обобщенных трудовых функций по уровням квалификации, выстроила логическую цепочку: обобщенная трудовая функция – трудовые функции – трудовые действия – необходимые знания, умения, практический опыт работы; отметила оптимальное количество трудовых функций в рамках обобщенной трудовой функции. Обратила внимание присутствующих на то обстоятельство, что по трудовым действиям будет проходить сертификация работ. Проинформировала участников круглого стола о сфере применения профессиональных стандартов (кадровая политика предприятия, разработка федеральных образовательных стандартов и проч.).

Докладчик показала, какие профессии были проанализированы в процессе разработки функциональной карты. Перечислила разработанные функциональные карты: «Машинист-водитель дорожных и строительных машин», «Машинист-водитель внедорожных автотранспортных средств и самоходных транспортно-погрузочных машин», «Тракторист-машинист сельскохозяйственных и лесозаготовительных машин», «Тракторист-машинист жилищно-коммунального хозяйства».

А.В. Антонова проинформировала присутствующих, что проект стандарта «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» размещен на портале regulation.gov.ru. Однако он разработан с существенными нарушениями методических рекомендаций, поэтому вряд ли будет принят в таком виде.

По каждой разработанной функциональной карте участникам круглого стола была предложена анкета, с помощью которой планируется оценить и в случае необходимости скорректировать рассматриваемые обобщенные трудовые функции и трудовые функции. Были сформулированы вопросы, на которые необходимо обратить внимание при заполнении анкеты. В частности, в категориях водительских прав указаны одни интервалы мощности, а в квалификационных характеристиках – другие. В этой связи высказано пожелание сообща прийти к единому мнению по этому вопросу и отразить его в профессиональном стандарте.

Антонина Васильевна подчеркнула, что при заполнении анкеты можно изменять формулировки трудовых функций, изменять уровни квалификации, если вы с ними не согласны, предложить наименования новых профессий, должностей, указать названия профессий, которые есть в общероссийском классификаторе, но не отражены в материалах профессионального стандарта.

Затем А.В. Антонова подробно описала обобщенные трудовые функции и трудовые функции по каждой функциональной карте, отметила сходные позиции во всех представленных функциональных картах, показала связь предлагаемых трудовых функций с конкретными профессиями.

В заключение своего выступления она охарактеризовала нарушения методических рекомендаций, имеющиеся в проекте профессионального стандарта «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

1. Обобщенные трудовые функции обозначены кириллицей (должны быть латинские буквы).

2. Стандарт включает обобщенные трудовые функции, относящиеся к одному уровню квалификации (должно быть как минимум два уровня).

3. В формулировках обобщенных трудовых функций и трудовых функций не должно быть слова «участие»; следует использовать термин «выполнение».

Антонина Васильевна обратилась к присутствующим с просьбой высказывать свои предложения, замечания, идеи, поскольку профессиональный стандарт должен быть продуктом коллективной деятельности.

 

Продолжение в следующем номере

 

 
 
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Департамент труда и социальной защиты населения
 
 
Центр занятости населения города Москвы
 
 
Центр занятости молодежи
 
 
Женский деловой Центр